ГУП «Мосгортранс»

Контакт-центр «Московский транспорт»8 (495) 539-54-54, 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2) Контакт-центр «Автовокзалы» 8 (499) 940-08-43

Сергей Собянин: Реставрацию Северного речного вокзала и благоустройство парка завершат ко Дню города

02.06.2020

Реставрацию и благоустройство Северного речного вокзала планируют завершить уже в этом году ко Дню города. Об этом сообщил Сергей Собянин во время его посещения.

«Масштабные работы, огромные, сложные были остановлены в связи с пандемией. Сегодня они восстановлены и ведутся в полном объеме. Несмотря на  перенос работ, надеюсь, что все будет готово в соответствии с утвержденным графиком благоустройства этой огромной территории», — отметил Мэр Москвы.

Благодаря комплексной реставрации Северного речного вокзала Москва получит не просто обновленный причал для водного транспорта, а уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.

Реставрационные работы были начаты в августе 2018 года. Сначала на объекте были проведены первоочередные противоаварийные работы. Наибольшую сложность вызвали нестабильное основание и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом. Также была проведена сложная работа по укреплению несущих конструкций здания — колонн, стен, перекрытий. Затем началось воссоздание исторического облика и планировки вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов.

По состоянию на 1 июня 2020 года выполнены следующие работы:

— устройство конструкций и перегородок, восстановление гранитного покрытия галерей по архивным фотоматериалам;

— реставрация и воссоздание осветительных приборов (фонарей-ландышей на вентиляционных шахтах, расположенных на кровле, торшеров на площадках центральной лестницы, круглых светильников на стенах галерей);

— восстановление обшивки и ремонт металлоконструкций и подъемного механизма шпиля;

— восстановление покрытия эксплуатируемой кровли (с исторической раскладкой рисунка) — прогулочной площадки из асфальта и мрамора;

— реставрация четырех якорей башни и скульптурной композиции шпиля, воссоздание четырех скульптур: «Южанки», «Красноармейца», «Северянина» и «Краснофлотца» — для установки на третьем ярусе башни;

— воссоздание балюстрад на кровле, первом и втором этажах;

— реставрация 24 полихромных керамических медальонов (фарфоровых блюд) — майолики восточного и западного фасадов;

— облицовочные работы по реставрации гранитных лестниц, устройству лестничных маршей и площадок.

«Работы идут полным ходом, в них задействованы приблизительно полторы тысячи человек. На данном этапе инженерные коммуникации практически проложены, это примерно 4,5 километра водопровода, 3,5 километра канализации, примерно километр водостока, более 15 километров различных кабельных электролиний, освещение», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

На данный момент выполнен подбор и ведется монтаж натурального белого камня на карнизах здания. Специалисты привели в порядок покрытие фасадов, гранитную облицовку цоколей и подпорных стенок. Заменены оконные проемы, изготовлены наружные двери, отреставрирована и воссоздана фурнитура. После монтажа были запущены системы отопления. Башенным часам вернули их исторический облик, а утраченный механизм заменили новым, функционирующим с применением современных средств автоматизации.

Помимо того, завершаются отделочные работы в интерьерах вокзала. Мастера реставрируют декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах), занимаются внутренней отделкой потолков и стен. Особо ценными помещениями вокзала являются главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Все они будут восстановлены в своей первоначальной красоте.

«На сегодняшний день закончены все работы, связанные с восстановлением панно, лепнины, люстр, балясин. Эта работа уже закончена, внутри идет укладка полов — паркета. Мы старались сохранить все детали, сделать так, чтобы восстановление было по крупицам, максимально использовали старые элементы. Там, где невозможно это было сделать, конечно, пришлось использовать новые, но под контролем», — отметил заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Звезда, люстры и бра

В ходе реставрации специалисты демонтировали главный декоративный элемент вокзала — звезду, которая на протяжении 80 лет венчала шпиль здания. Ее снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов.

Звезда была изготовлена в 1935 году на заводе имени Молотова из нержавеющей стали, облицованной позолоченным медным листом. В центре были закреплены серп и молот, выполненные из посеребренных гальваническим способом листов меди на клепочном соединении. Конструкцию украсили уральскими самоцветами — аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем и аквамаринами. Каждый самоцвет был закреплен в отдельной золотой ячейке-касте.

За время существования звезды из-за коррозии произошла деформация слоя золота, повлекшая его частичную утрату. Также была утрачена часть самоцветов. В ходе реставрационных работ все утраты восполняются по историческим фотографиям и чертежам.

В интерьерах вокзала также сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой. Это более 500 осветительных приборов, которые находились в неудовлетворительном состоянии. За 80 лет эксплуатации они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводка нуждалась в замене. В процессе реставрации люстры и бра очищают от грязи, исправляют деформированные металлические детали, устраняют трещины и укрепляют конструкции. Утраченные элементы воссоздаются, а разбитые плафоны заменяются новыми. Их изготавливают из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе. В осветительных приборах устанавливаются новые электропроводка и патроны, что обеспечит их безопасную эксплуатацию и экономию электрической энергии.

Наиболее сложные работы проведены на большой люстре вокзала весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Провести реставрацию осветительных приборов помог счастливый случай. Специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Оно будет круглый год доступно для посетителей. Там расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. Здание будет приспособлено для маломобильных граждан. Фасады украсит архитектурно-художественная подсветка.

После завершения работ планируется организовать регулярные речные пассажирские перевозки, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами, а также развивать туристические маршруты.

Гагары, дикие гуси и дельфины: как выглядят фонтаны «Север» и «Юг»

Внутренние дворы украшают исторические фонтаны «Север» и «Юг». По словам Петра Бирюкова, на этих объектах ведутся восстановительные работы.

Фонтан «Север» представляет собой круглый водоем из природного камня, композиция которого посвящена Арктике. На мраморно пьедестале в виде белых медведей находятся фигуры гагар и диких гусей. Скульптор — Л.А. Кардашев. А фонтан «Юг» — это чаша в виде капители колонны. Дельфины на мраморном пьедестале напоминают о Крыме и Черном море. Работу выполнил скульптор И.С. Ефимов.

До начала реставрационных работ фонтаны находились в аварийном состоянии. Скульптуры гагар были частично утрачены, мраморные и гранитные элементы имели многочисленные сколы, а инженерные сети были в нерабочем состоянии.

Специалисты полностью разобрали гранитную облицовку чаш, отремонтировали и укрепили монолитные основания, заменили внутренние коммуникации и вернули фонтаны к первоначальному виду. Чаши отлили заново по историческим слепкам. Гранитные и мраморные композиции отреставрировали, их очистили от биологических поражений, дополнили утраченными элементами и зачеканили швы. Материалы обработали водоотталкивающими средствами.

Сейчас идет реставрация скульптур дельфинов и воссоздание утраченных гагар. Их готовят к монтажу на исторические местах. Также удалось полностью заменить инженерные коммуникации и установить современное фонтанное оборудование. Фонтаны готовят к подключению к внутреннему водопроводу и проведению пусконаладочных работ.

В целом реставрация фонтанов завершена на 95 процентов. Функционировать они начнут не позднее июля 2020 года.

Порт пяти морей: масштабный замысел и воплощение

Вокзал располагается на берегу Химкинского водохранилища по адресу: Ленинградское шоссе, владение 51. Здание было построено в 1932–1937 годах по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища. Главная тема в архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала — представление Москвы как порта пяти морей. Ведь благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Силуэт здания Северного речного вокзала напоминает огромный двухпалубный корабль. Его композиция строго симметрична. Центральная часть с главным входом и башней — это тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму, вереница колонн — огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне — это мачта, на которую еще не водрузили парус. Общая площадь трехэтажного здания вокзала составляет 5,3 тысячи квадратных метров, протяженность вдоль берега — 150 метров. Высота шпиля — 27 метров. К причалу спускается парадная лестница. Интерьеры были богато декорированы живописью.

Стены здания практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, облегченных колонн, арок придают ему прозрачность и легкость. Оси оформлены как арки галерей. Общее количество столбов на втором этаже — 150, колонн и столбов на третьем этаже — 88. Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. Согласно проекту, с началом навигации он должен был выдвигаться из башни, а по ее окончании убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз.

Здание вокзала является памятником архитектуры регионального значения и одним из узнаваемых символов Москвы, который можно увидеть во многих отечественных кинофильмах — «Волге-Волге», «Новой Москве», «Коллегах», «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.

От упадка до возрождения

По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой.

Причал Северного речного вокзала может принимать до 24 судов в сутки. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек.

Однако с начала 1990-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году было обслужено всего лишь около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения. Здание начало крениться и в 2009 году было закрыто из-за аварийного состояния.

В 2015 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает возрождение исторической функции вокзала как транспортного объекта и места для круглогодичного отдыха москвичей.

Натуральные материалы и цвета: как благоустраивают набережную, площадь и парк

Отдельным проектом стало комплексное благоустройство набережной, площади и парка Северного речного вокзала, которое проводится в 2020 году. Работы затрагивают территорию общей площадью 49 гектаров. На набережной отремонтируют все 17 причалов, также углубят дно до отметки 3,5 метра.

«Парк — это портовый памятник. Мы должны аккуратно работать для того, чтобы воссоздать его прежний облик», — отметил Сергей Собянин.

Основной темой благоустройства набережной и площади у здания Северного речного вокзала стала река. В оформлении используют натуральные материалы и цвета — белый, серый и бежевый.

На набережной появится уменьшенная копия канала имени Москвы. Это будет ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые смогут пускать там кораблики и изучать структуру канала. По словам Петра Бирюкова, этот объект будет готов к 1 сентября.

Для отдыха во время прогулок вдоль набережной установят скамейки. Также появятся тематические сиденья в виде гальки и деревянные настилы у водоемов.

В южной части набережной обустроят зону отдыха с тремя бассейнами и кафе на 130 мест. В павильоне для посетителей разместят душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зону выдачи полотенец, кассовый блок. У воды оборудуют место спасателя. Все три бассейна будут оснащены подогревом. Здесь смогут одновременно отдыхать до 200 человек. Для размещения кафе и других объектов будут использованы исторические строения. Кроме того, возведены новые постройки, которые гармонично вписаны в существующий ландшафт.

Через площадь пройдут пешеходный и транспортный маршруты. Для посадки и высадки пассажиров к зданию вокзала смогут подъехать личные машины, автомобили такси и каршеринга. Специальные места для этого обустроены и на территории парка. Припарковать легковые автомобили можно будет в двух карманах вдоль Ленинградского шоссе.

Неподалеку от вокзала будет создан пересадочный узел для туристических автобусов. Здесь пассажиры смогут пересесть на электрические шаттлы, которые доставят их до причала. Это позволит сохранить экологию парка.

Также будет организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети, что позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки. Практически готова причальная стенка, добавил Петр Бирюков. По всей ее длине полностью смонтированы кабели, проложена канализация для сточных вод. Рабочим осталось уложить на дно примерно 1250 метров бетонных матов.

Садово-парковое искусство 1930–1940-х годов

Парк Северного речного вокзала — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки парка легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.

Первоначально в парке было установлено 14 скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых был связан с образом главного здания и выдержан в характерной эстетике того времени. Почти все скульптуры и фонтаны утрачены. Среди сохранившихся — бюст академика А.Н. Крылова (объект культурного наследия регионального значения). Он расположен рядом со зданием вокзала и повернут лицом к набережной. Бюст изготовили в 1960 году по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева.

Также сохранилась скульптура «Водный путь», которая находится у входа в парк в начале аллеи, ведущей к вокзалу. Она создана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Кун и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям парка, держа над головой модель парусника. Севернее здания вокзала установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол.

В 2017 году была подготовлена концепция благоустройства парка Северного речного вокзала. По замыслу авторов, отдыхать там можно будет круглый год, как и планировалось изначально. Здесь обустроят 13 детских и спортивных площадок. Посетители будут играть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, бадминтон и другие подвижные игры, популярные в 1930–1960-х годах. Зимой будет возможность покататься на коньках.

Во время благоустройства воссоздадут два исторических фонтана и обустроят один новый. Также отреставрируют историческое ограждение — фигурную чугунную ограду, выполненную по проекту архитектора И.Д. Мельчакова.

Появятся в парке и торговые павильоны в стиле 1930–1950-х годов, и новые садовые диваны, фонари, урны. Также обустроят прогулочную галерею, высадят деревья и кустарники, разобьют газоны, цветники и клумбы.

Сейчас завершаются работы по устройству необходимых инженерных систем и коммуникаций. В общей сложности предстоит обновить либо провести 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 0,9 километра сетей теплоснабжения, 3,1 километра ливневых стоков, 10 километров электросетей с пятью подстанциями. На объекте работают 1130 человек и 87 единиц техники.

Параллельно ведутся работы по благоустройству. Специалисты заняты мощением тротуаров, установкой киосков, кафе и других павильонов, устройством фонтанов, зоны отдыха с бассейнами и спортивных площадок. Последним этапом работ станет озеленение парковой территории.

Ранее, в 2019 году, комплексно благоустроили парк Дружбы площадью более 47 гектаров, который находится напротив парка Северного речного вокзала, на другой стороне Ленинградского шоссе.

После завершения благоустройства обоих парков в районе Северного речного вокзала будет создано новое общественное пространство — единая зеленая территория площадью около 100 гектаров.

Через Химкинское водохранилище по канатной дороге

В ближайшие годы планируется построить пассажирскую канатную дорогу между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Ее длина будет 2,3 километра.

«Мы говорили о том, чтобы реализовать здесь проект канатной дороги, соединяющий оба берега Москва-реки, таким образом, чтобы жители, которые живут на той стороне, могли получить свободный доступ к парковой территории», — отметил Сергей Собянин.

Канатная дорога соединит районы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем. Для пассажиров общественного транспорта время в пути сократится в пять-шесть раз, с 45 до 7–10 минут.

Как отметил Максим Ликсутов, реализовать проект планируется в течение двух лет. Строительство канатной дороги будет финансировать инвестор. Проектом займутся те же компании, которые успешно запустили канатную дорогу между «Лужниками» и Воробьевыми горами. Общий объем инвестиций превысит три миллиарда рублей.

При этом оборудование для канатной дороги произведут в Москве. В конце февраля 2020 года было подписано соглашение со швейцарской компанией о создании в особой экономической зоне «Технополис “Москва”» предприятия по производству кабинок и прочего оборудования. Это создаст 70 новых рабочих мест. Инвестиции в организацию производства достигнут около 1,5 миллиарда рублей.

Саму дорогу через Химкинское водохранилище будет строить победитель конкурса на право заключения концессионного соглашения. Срок концессии составит 25 лет. Производство оборудования планируется начать уже в 2020 году. Для удобства пассажиров построить наземные пешеходные галереи, ведущие от станций метро к станциям канатной дороги. Также запланирована интеграция билетной системы канатной дороги с картой «Тройка».

По оценкам экспертов, пассажиропоток на канатной дороге составит до трех тысяч человек в часы пик и до 19 тысяч человек в сутки. Это позволит частично разгрузить северные участки Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий метро. Кроме того, канатная дорога улучшит транспортную доступность Северного речного вокзала и станет привлекательным туристическим аттракционом.

Источник: mos.ru