ГУП «Мосгортранс»

Контакт-центр «Московский транспорт»8 (495) 539-54-54, 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2) Контакт-центр «Автовокзалы» 8 (499) 940-08-43

Московский музей транспорта откроется после реставрации в гараже Мельникова

29.01.2020

«Предоткрытие» нового пространства Музея Московского транспорта состоялось 28 января 2020 года. Шедевр конструктивизма — гараж грузовых автомобилей в форме полукольца на Новорязанской улице, созданный в 1926-29 гг. архитектором Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым впервые был открыт для публики. Памятник архитектуры стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, созданной лауреатами премии «Золотая маска» композитором Алексеем СЫСОЕВЫМ и режиссером-постановщиком Филиппом ГРИГОРЬЯНОМ. После этого здание закроется на реставрацию на несколько лет, но в это время команда музея будет радовать жителей города большими проектами на внешних площадках.

Главным героем «полифонического променада» «Нам по пути» стал сам архитектурный шедевр, его пространство и история. Сквозь время больших надежд и тяжелого труда 1930-50 гг., изломы 90-х и наше время музыка и театрализованное представление провели зрителей сквозь столетие к новой странице жизни здания. По инициативе городских властей после реставрации здесь разместится постоянная экспозиция Музея московского транспорта с уникальной коллекцией, состоящей из более 300 раритетов колесной техники — от «конки», первых трамваев, автобусов и троллейбусов до машин «скорой помощи», милицейских и пожарных служб. Среди них есть и легендарные «полуторки», и «трехтонки», и персональные машины советских руководителей, машины-»кинозвезды», а также коллекции отечественных автогигантов АЗЛК и ГАЗа.

Зрителями «Полифонического променада» и «первооткрывателями» гаража Мельникова стало множество знаменитых гостей и городских героев. В этот вечер им удалось не только увидеть недоступный прежде архитектурный шедевр, но и «услышать» время, «застывшее» в нем. На следующий день после «предоткрытия» здание становится на реставрацию и переустройство, которым предшествует разработка архитектурной концепции, чтобы стать новым домом Музея московского транспорта. Автором архитектурной концепции и проекта реставрации стал известный российский архитектор Юрий ГРИГОРЯН и бюро «Меганом».

Во время реставрационных работ администрацией ММТ запланирована большая культурная и выставочная деятельность на внешних площадках.

«Мы рады участвовать в возвращении москвичам исторического и культурного наследия города, которым является шедевр архитектурной и инженерной мысли Мельникова и Шухова. Коллекция Музея транспорта заслуживает того, чтобы быть представленной в этом уникальном здании. Уверен, что новая музейная площадка станет точкой притяжения для жителей и гостей столицы, новой точкой на карте главных достопримечательностей Москвы» — сказал на церемонии «предоткрытия» заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим ЛИКСУТОВ.

Гараж Мельникова – легенда, культовый объект, имеющий самостоятельную культурную ценность, претендующий на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2010 года он обладает статусом «памятника архитектуры». Он был построен в 1930-х годах по проекту архитектора-новатора, конструктивиста Константина Мельникова. Металлические конструкции перекрытий разработаны выдающимся русским и советским инженером Владимиром Шуховым, автором перекрытий Киевского вокзала, ГУМа, радиовышки на Шаболовке.

«Предоткрытие» – возможность показать главный экспонат Музея московского транспорта – легендарное здание гаража Мельникова в его историческом состоянии – со следами времени, ремонтными ямами, запахом машинного масла... Это наш основной объект, в котором совсем скоро начнётся новая жизнь.

Это пространство позволит музею перейти на другой уровень – стать многофункциональным культурным центром, интерактивной площадкой, погружающей в историю города и его будущее, «локомотивом» которого является транспорт, как символ движения и изменений к лучшему» – говорит Оксана БОНДАРЕНКО, директор Московского музея транспорта.

«Мы – первооткрыватели пространства, которое долгое время было законсервировано и потому сохранило в себе все следы времени, которое пережило: от момента создания в 1929 году до 2000-х. Подобно археологам, мы изучим этот могучий временной пласт, чтобы понять и принять его историю, а затем – дать ему новую жизнь», – отметил режиссер-постановщик церемонии «предоткрытия», лауреат премии «Золотая маска» Филипп ГРИГОРЬЯН.

«Построенный в виде полуподковы гараж наполнен внутренней динамикой поворота. Каждый шаг по этому пространству открывает новую перспективу, новый временной отрезок, который становится основной для большого музыкального полотна, расположенного в пространстве. Сегодня вы сможете пройти сквозь историю и сквозь музыку», – поделился накануне театрализованного представления композитор, лауреат премии «Золотая маска» Алексей СЫСОЕВ.

Для будущего здания Московского музея транспорта на Новорязанской улице им специально было создано симфоническое произведение, включающее отрывки и аранжировки главных музыкальных конструктивистских произведений XX века. Зрители, переходя из одной части здания в другую, попадали в музыкально-световой поток времени, который переносил их из 20-х годов XX века в 20-е года нового тысячелетия.

Участники «предоткрытия» смогли вновь увидеть и знаменитый «Стереомир инженера Шухова» – фильм Дмитрия Новикова, созданный на основе стереоскопических съемок инженера. На протяжении десятилетий он фиксировал окружающую жизнь с помощью аппарата для стереоскопической съемки, и этот визуальный дневник содержит в себе как свидетельства исторических событий и перемен, так и разнообразные формы экспериментирования с пространством и движением, которые отразились в его творческих поисках.

Музыкально-театральный перфоманс стал не только презентацией будущего этапа развития Музея московского транспорта, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли первой половины ХХ века – Константину Мельникову и Владимиру Шухову, оставившим потомкам уникальное наследие, которое предстоит наполнить новой жизнью команде ММТ.

Партнеры ММТ и церемонии «предоткрытия»:
«Меркатор Холдинг» — лидер российского рынка дорожной и коммунальной техники.

Благодарим за помощь в предоставлении материалов:
Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»
Фонд сохранения фотонаследия имени С. В. Челнокова

Справка

Гараж на Новорязанской улице – второй гараж Константина Мельникова, построенный в соавторстве с Владимиром Шуховым. Заказ на проектирование Мельников получил сразу после создания Бахметьевского гаража, но решил задачу в новом ключе. Так на  треугольном участке за Казанским вокзалом появилось здание-подкова, которое в советские времена сравнивали с серпом и молотом.

Гараж мог вмещать до 260 грузовых машин, которые двигались по пространству согласно прямоточной системе, придуманной Мельниковым. Благодаря конструктивным разработкам инженера Владимира Шухова удалось оставить внутреннее пространство свободным от опорных столбов - ажурная конструкция кровли опирается только на внешние стены. Гараж считается шедевром авангардной архитектуры, не имеющим аналогов в мире. Однако доступ в здание всегда был закрыт. До 1948 года он выполнял свою изначальную задачу гаража для грузовых машин, а затем здесь разместился 4-й  автобусный парк. В настоящее время здание передано Музею московского транспорта.

Музей Московского транспорта (ММТ).

В 2015 г. Правительством Москвы разрозненные городские музеи автотехники было решено объединить в единый музейный комплекс на базе ГУП «Мосгортранс».

Сегодня в фондах Музея находятся около 300 экземпляров различных марок легковых и грузовых автомобилей, такси, трамваев, автобусов и троллейбусов, перевозивших пассажиров по столичным улицам, а также машины различных городских служб: милицейские, пожарные, «скорая помощь». Среди них: легендарные «полуторки» и «трехтонки», персональные машины советских руководителей, а также коллекции автомобилей АЗЛК и ГАЗ.

Музей Московского транспорта не только является старейшим и обладает крупнейшим собранием пассажирской техники на фоне других городов постсоветского пространства, но и по качеству и количеству представленных экспонатов вполне может соперничать с «именитыми» родственными транспортными музеями Лондона, Мюнхена, Вены, Ганновера, Парижа, Нью-Йорка, Стокгольма, Хельсинки, Праги, Будапешта, Стамбула и Пекина.

Оксана Бондаренко – с сентября 2019 года директор Музея Московского транспорта. Создатель и руководитель новой городской коммуникационной платформы на транспортной инфраструктуре - «Привет, Москва!», которая стартовала летом 2018 года. Создатель и руководитель совместного коммуникационного проекта между Третьяковской галереей и Московским метрополитеном, направленной на популяризацию искусства ХХ века из коллекции Третьяковской галереи на Крымском валу — «Интенсив XX» (2017 год). В прошлом директор Фонда поддержки Третьяковской галереи. Создатель и организатор кросс-культурных проектов в городских и общественных пространствах в Москве, Париже, Нью-Йорке (2009 - 2015) в качестве куратора и продюсера.

Филипп Григорьян – режиссер-постановщик. Театральный режиссер и художник спектаклей: «Новый год» на музыку The Net (Актовый зал, 2006), «Третья смена» по пьесе Павла Пряжко (Театр им. Йозефа Бойса, 2008), «Чукчи» по пьесе Павла Пряжко (Пермская «Сцена- Молот», 2009), «Полнолуние» (продюсерский проект фестиваля ТERRITORIЯ, 2011, лауреат премии «Золотая Маска»-2013 в номинации «Эксперимент»), «Горе от ума» (Пермский академический Театр-Театр, 2011), опера «Medeamaterial» (Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь 2012), «Женитьба» (Театр Наций, 2015) и других.

Алексей Сысоев – композитор. Его музыка исполняется на концертах и фестивалях в России, Украине, Германии, Франции, Нидерландах, Австрии, Италии, Швейцарии. Как импровизатор сотрудничал с такими музыкантами, как Владимир Тарасов, Тошимару Накамура, Борис Балчун и др. Автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, танцевальной компании Gay&Rony Club (Нидерланды).

Лауреат премии «Золотая Маска»-2013 за лучшую работу композитора в музыкальном театре (спектакль «Полнолуние» Филиппа Григорьяна, 2012).

За «Страсти по Мартену» — site-specific перформанс, объединяющий в себе разные жанры исполнительских искусств: современный танец, театр, музыку, оперу, вербатим, инсталляцию — получил Гран-при премии Сергея Курехина.

Анна Абалихина – хореограф. Училась в Роттердамской академии танца в Нидерландах. Работала в голландской труппе «Galili Dance» и германской «In-Jung». Участвовала в проектах Родольфо Леони и Анук Ван Дайк. В Центре современного искусства создала ряд проектов, в которых синтезировала танец с электроакустической музыкой, технологиями, видео и танцем.

Сотрудничала с группами «По.В.С.Танцы», «Zero». В 2005-м году совместный с Диной Хусейн спектакль «Мухи» номинировался на «Золотую маску». В проекте «Платформа» зимой 2013-го поставила «Опыт No4. Intersection» при участии артистов «Провинциальных танцев».

Световое решение перформанса – Творческое объединение «404.zero».